99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

Covid-19
Вернуться назад

Интервью

О Сталкере Семецком замолвите слово

14:50 ‐ 15 февраля 2022

Тема Сталкера не перестает будоражить умы сотен режиссеров по всему миру. Еще бы: зона отчуждения, артефакты, аномалии – все это дает невероятный простор для фантазии и собственных творческих интерпретаций. Впервые персонаж Сталкера появился в фантастической повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» в 1972 году и вмиг стал культовым.

Перипетии героев и мистические события, описанные в книгах, фильмах и видеоиграх по Сталкеру, произвели огромное впечатление на гостя нашей редакции Сергея Полоскова. Значительную часть своей жизни он посвятил изучению этой темы, которая вдохновила великолукского режиссера на создание собственных фильмов.

Четырнадцать лет назад Сергей создал киностудию «Белый коч», которая входит в творческое объединение «Киносталкер», и сейчас радует поклонников фантастики короткометражными работами и полномасштабными картинами. Некоторые скептики могут заявить: да что можно снимать в провинции? Оказывается, можно очень многое, если этого действительно хотеть, и не в провинции даже дело.

В интервью Сергей Полосков с удовольствием поделился своими творческими планами, рассказал о текущей работе над тетралогией по Сталкеру и даже немножко приоткрыл кулисы кинопроизводства. 

Сергей, мы давно следим за Вашим творчеством. От фильма к фильму уровень киноработ растет. Что снимаете конкретно сейчас?

– В данный момент я занимаюсь постпродакшеном второй тетралогии по Сталкеру. Первая была сделана стихийным образом, так как накопилось несколько короткометражек, которые были соединены друг с другом некоторыми связями. В дальнейшем это позволило создать единую тетралогию благодаря известному персонажу – Сталкеру Юрию Семецкому.

Следующая тетралогия будет посвящена тому, как Семецкий стал этим самым Сталкером, эпизоды уже готовятся к выпуску. В марте, возможно, состоится премьера еще одного короткометражного фильма, который никак не относится к Сталкеру. Частично он уже снят, но о подробностях пока умолчу. Если говорить о съемочных площадках, то в основном я выбираю лесные массивы, заброшенные территории и здания.

Камера, мотор, поехали!
Камера, мотор, поехали! (Источник: из личного архива Сергея Полоскова)

На чем основывается сюжет этой картины?

– Действие происходит в декорациях компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R., которая берет начало из нескольких источников, в том числе из рассказов братьев Стругацких. Я рассказываю о персонаже Сталкера Юрии Семецком и о том, как он таким стал. Внечеловеческую сущность героя пытаюсь передать на свой лад. Это мой диалог со зрителями через кино.  

Мы заметили, что на YouTube-канале студии «Белый коч» появляются не только новые кинокартины, но и проекты. Расскажите о них поподробнее.

– Не сказал бы, что это проекты, скорее маленькое ответвление. Есть условно рубрика «Гараж», где я рассказываю о том, что может быть интересно зрителю, например, о подходах к съемкам, интересных вещах, которые не покажешь в самом кино. Темы очень разные, поэтому я не могу детализировать. Выпуски выходят, к сожалению, не методично, потому что в приоритете – производство фильмов.

Режиссер и команда актеров на съемках короткометражки по Сталкеру
Режиссер и команда актеров на съемках короткометражки по Сталкеру (Источник: из личного архива Сергея Полоскова)

Как Вы подбираете актеров на роли? Заметно, что в фильмах снимаются практически одни и те же люди. Почему так?

– Я бы не сказал, что существует какой-то целенаправленный кастинг. Есть люди, которые хотят сниматься, имеют для этого свободное время и актерские способности. По тому, каких персонажей могут играть актеры, собственно, и создается сценарий, а из него вытекает сюжет. В новой тетралогии был немного другой подход.

Главных героев – Сталкеров в разных сюжетных линиях в моих фильмах играют несколько актеров: Андрей Слепнев, Дмитрий Степанов и Борис Бадещенков. У каждого из них свое амплуа.

Вообще в нашем городе очень узкая актерская база, мало людей, которые могут и хотят в этом участвовать. В некоторых картинах привлечены профессиональные актеры из Великолукского драмтеатра, например Игорь Николаев или Сергей Тихомиров. Но им трудно полноценно выделять время из-за высокой нагрузки на основной работе.

А можно ли попасть в Ваши фильмы человеку без опыта? Куда можно обратиться, чтобы попробовать себя в киноискусстве?

– «ВКонтакте» есть группа «Белый коч», через нее можно выйти на меня, написать мне личное сообщение и там уже договориться. Встретиться, устроить кинопробу – не проблема. Исходя из этого, будем смотреть, к каким следующим проектам привлечь новичка.

На съемочной площадке
На съемочной площадке (Источник: из личного архива Сергея Полоскова)

Даже, несмотря на то, что актеры в Ваших фильмах преимущественно непрофессионалы, им хочется верить, они органично вплетены в сюжет…

– Мне достаточно сложно оценивать актерскую игру со стороны. Когда я смотрю фильмы коллег, которые тоже снимают по Сталкеру, вижу, что люди играют, мягко говоря, не очень. И я понимаю, что наши работы со стороны могут выглядеть так же. Хотя некоторые мои соратники говорят о том, что отличия все-таки есть. Сторонний зритель воспринимает фильмы, скорее всего, по-другому. Могу сказать точно, что наши актеры в первую очередь играют для души, не ради заработка.

Давайте поговорим о трудностях, с которыми Вы сталкиваетесь в своей работе. Все-таки снимать кино в провинции довольно непросто.

– Я бы не стал все связывать с провинцией, использовать инфраструктуру для съемок можно где угодно. Многие фильмы крупных киностудий с серьезным бюджетом снимаются, кстати, в маленьких городах, потому что невозможно в Москве найти пустыню или лес. Глубинки часто становятся местом действия для развития каких-то сюжетов.

Одна из трудностей, как я уже сказал, узкая база актеров. Можно взять профессионалов из Москвы, но на это нужны деньги, а финансовые возможности у нас ограничены.

На съемках, конечно, бывают и форс-мажоры. В этой связи вспоминается такой случай: каждый раз перед съемками мы ездим смотреть локации, чтобы потом можно было создать раскадровку. Приехали мы однажды на локацию к фильму «Краски», нашли заброшенный дом, осмотрели местность, все понравилось, а когда приехали снимать, оказалось, что большую часть сектора, прописанного в раскадровке, занимает фура, которую местный дальнобойщик оставил на дороге. Мы попытались найти этого человека, но он был в гостях, и не смог бы отогнать машину. В итоге пришлось снимать, как есть. В дальнейшем на монтаже я попытался ликвидировать кадры, которые были с этой фурой, но все изъять не удалось, иначе бы это ухудшило качество результата. Что интересно, большинство зрителей во время просмотра не обратили внимания на грузовик. Возникают и другие трудности, конечно, которые мы, так или иначе, решаем.

Съемочный процесс занимает много времени и творческих ресурсов
Съемочный процесс занимает много времени и творческих ресурсов (Источник: из личного архива Сергея Полоскова)

Сергей, создается впечатление, что весь съемочный процесс тащите Вы один. Есть ли у Вас съемочная команда: операторы, звукорежиссеры, осветители?

– Не хочется хвастаться, но получается, что да, все делаю я: от сценария до монтажа. Исключение – музыка. Наш, условно говоря, штатный композитор Михаил Максуров написал большинство композиций к фильмам «Белый коч». Музыка была создана целенаправленно под визуальный ряд картины, за счет чего достигался максимальный эффект. Мне на площадке помогают сподвижники, волонтеры, которые на момент съемок не заняты основными делами. Крайне редко получается дополнительно привлекать людей, потому что нет возможности оплачивать их работу и время.     

А как же тогда снимать кадр с разных ракурсов, с нескольких камер?

– Могу сказать, что чаще всего, даже в большом кино, сцены снимают на одну камеру. Многокамерная съемка больше подходит для сериалов, потому что надо работать быстро. Нужно учитывать, что каждая камера имеет свою инфраструктуру, за ней стоят операторы, звуковики и так далее. У меня уже был опыт применения многокамерной съемки, и могу сказать, что вторая камера мешает работе. Она не нужна и создает только помехи. У нас нет такого количества экшен-сцен, чтобы использовать многокамерную съемку.

Но все-таки они есть, пример тому – драка в фильме «Инцидент с архивом Уральцева». Как снималась экшен-сцена?

– Мы подошли к этому максимально профессионально. В организации боя мне помогли друзья – тренеры по самбо Андрей Симонов и Андрей Ткаченко. В режиме импровизации мы создавали модель драки в зале, потом поставили ее на местности. Съемка длилась несколько часов на одну камеру, в перерывах между «ударами» актерам наносили грим. Могу сказать, что драка, снятая в режиме импровизации, выглядела намного живее, чем в постановке. Возможно, в рамках рубрики «Гараж» я более детально расскажу о том, как создавалась эта экшен-сцена.

Сложно ли Вам смотреть фильмы с точки зрения обывателя?

– Как режиссер, я, конечно, подмечаю какие-то вещи, но на многое смотрю сквозь пальцы, если поглощен сюжетом. Некоторые любят считать заклепки на танках или автоматах, для меня это становится непринципиальным, потому что главное в кино – отношения между людьми. Заклепки имеют значение, если фильм документальный, исторический. Вот там нужно поработать. Зачастую кино приходится намеренно оглуплять, делать непрофессиональным, чтобы все зрители поняли, что происходит в кадре.

Как Вы считаете, кинематограф будет жить в дальнейшем? Ведь сейчас гораздо популярнее среди молодежи, например, Тик-Ток.

– Без кинематографа Тик-Ток просто потеряет смысл. Он интересен как довесок. Кино всегда будет жить, меняется только формат его потребления. Если раньше это были кинотеатры, то теперь популярен онлайн просмотр дома.

Режиссер на съемочной площадке
Режиссер на съемочной площадке (Источник: из личного архива Сергея Полоскова)

Что бы Вы порекомендовали молодым режиссерам, тем, кто хочет снимать кино?

– Совет один – постоянно работать, чтобы была обратная связь: «замысел – результат». Теория без опыта и стажа ограничивает возможности художника. Ошибки неизбежны, и сейчас они у меня тоже есть. Сложной всегда является неиспытанная технология, так как что-то новое всегда дает сбой. И вот начинающим режиссерам следует это знать.  

Есть ли у Вас в планах расширить провинциальные горизонты и уехать в другие города?

– Так как наша площадка – Интернет, у нас нет границ. Вся российская аудитория может смотреть фильмы студии «Белый коч» на YouTube из любой точки. Было бы, конечно, интересно поснимать в Крыму, на Сахалине, на Белом море, так как страна у нас разнообразная. Но многое зависит от внешних обстоятельств, в немалой степени от бюджета.

Как режиссер, я стараюсь снимать кино, которое не только развлекает, но еще о чем-то рассказывает. Нет пока ни одной работы, которая доведена в каждом аспекте до 100%, такого фильма я еще не снял, буду стремиться к совершенству.

Спасибо Вам большое за интереснейшую беседу! Удачи!

Сергей Полосков снимает фильмы в жанре фантастика, мистика и триллер
Сергей Полосков снимает фильмы в жанре фантастика, мистика и триллер (Источник: из личного архива Сергея Полоскова)
Комментариев пока нет. Будьте первыми!
Чтобы оставить комментарий нужно или зарегистрироваться