99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

Covid-19
Вернуться назад

Культура

«Когда этих клавиш коснулась рука...»

Фото: Александр Воробьев
Фото: Александр Воробьев

14:12 ‐ 28 марта 2023

Подведены итоги городского конкурса профессионального мастерства среди работников культуры.

В этом году в канун Дня работников культуры России лауреатом в номинации «Концертмейстерское искусство» был признан великолепный музыкант, пианист, концертмейстер камерного хора «Кант» и артист этого коллектива, организатор джазовых концертов в Великих Луках, номинант премии «Народное признание – 2022», известный в стране и за рубежом джазмен Сергей Шишков.

... Можно не раз задавать один и тот же вопрос: откуда в нем, Сергее Шишкове, эта любовь к джазу? Эта грусть, сроднившаяся с  культурой, вышедшей из самых недр африканского материка и рожденной в среде чернокожих невольников, работающих на плантациях белых фазендейро Нового Света? Скорый ответ можно и не найти. Но у каждого человека своя линия жизни, от которой он не может уклониться. Так и в случае с Сергеем Шишковым.

В СВЕТЕ ПРОЖЕКТОРОВ

Влечение к джазу позволило ему наиболее полно окунуться в необычайно завораживающий мир, познакомиться с его легендами,  не раз оказываться на 14-палубном лайнере, в международной команде «музыкантов дальнего плаванья», в лучах ярких прожекторов, в традиционном смокинге, ставшем рабочей униформой. Да, именно в смокинге, Сергей Шишков сидел за роялем и самозабвенно наигрывал блюзы для тех, кто путешествует не только по волнам океанов, но и музыки. Наигрывая, открывал для себя во время короткого отдыха блеск и нищету кварталов Рио-де-Женейро, экзотическую прелесть Карибских и Багамских островов, полуденное сияние «вечного города» Рима и воспетые Беато Фра Анжелико окрестности Флоренции...

И все же, волшебство жизни начиналось в другое время и в другом месте.

- Музыкальная школа имени Модеста Петровича Мусоргского – это отдельная краска, - вспоминает Сергей Викторович, - что-то не очень профессиональное все-таки. И свой путь музыканта я обрел не сразу. Мама, Людмила Андреевна, в прошлом - педагог по классу баяна и концертмейстер мужского хора ветеранов войны и труда, влияла на меня до тех пор, пока я не сказал ей, что каждый сам совершает свои ошибки и сам исправляет их. И первые три года в школе мне было трудно. Я просто ложился спать и слушал пластинки с записью игры Святослава Рихтера, «Картинки с выставки» Мусоргского. Они были для меня чем-то вроде сказки, которую детям рассказывают на ночь.

Так, через Мусоргского, по слову Сергея Шишкова, возникла некая смысловая арка, побудившая его, школьника, сыграть «Картинки...» композитора-земляка, хотя это не такая простая задача даже для музыканта-аспиранта!

Фото: Александр Воробьев

- Тогда я пришел к моему педагогу – Наталье Григорьевне Новицкой, - рассказывает Сергей, - честно разобрав все пьесы из «Картинок с выставки». «Ну, я не знаю», - развела она руками, но первую тему, «Прогулку», я играл, и об этом остались самые яркие впечатления. Так я, наверно, пришел к Музыке. А потом полюбил и Баха, и Бетховена...

«МАЭСТРО-САКСОФОН» ГАЛКОВСКИЙ

В Псковское музыкальное училище он поступил сознательно.

- Но там уже все другое было! – говорит Сергей Викторович. – И «ломка кисти», как мы называем, тоже была. Педагоги советовали: занимайся пять часов! Я занимался, а ничего не происходило. И любовь к музыке была на грани того, чтобы рухнуть. Но однажды... послушать, как я играю, зашел известный псковский джазмен Аркадий Галковский. Он кое-что сыграл на фортепиано. А я ему потом даже попенял: «Что ты наделал! Открыл дверь, зашел в класс... и исчез, а я теперь всю жизнь мучаюсь». Джаз ведь, как наркотик. И, кроме того, это аналитическая игра, которую я всегда сравниваю с игрой в шахматы. Только, если играя в них дома, можно думать над каждым ходом часами, то на сцене – это всегда блиц-игра. Ничего нельзя ни исправить, ни повторить! Зато сколько красок можно добавить к этой одухотворенной математике! Можно исполнить гротеск, шарж, пародию... Это такое состояние души, когда у тебя нет ни праздников, ни выходных. Даже, если ты не занимаешься джазом в сию минуту, то все равно о нем думаешь.

ПИАНИСТ И ПЕВЧИЙ

Сергей Шишков – выпускник Петрозаводской государственной консерватории, где он обрел немало единомышленников. Джазовые соревнования, профессиональный рост проходили  там же, в Карелии. Участвовал Сергей и в международных  фестивалях джазовой музыки. Притом, что он, классический пианист, пел еще и в архиерейском хоре кафедрального собора Святого благоверного князя Александра Невского. С хором объездил всю Карелию – от Сортавалы до Кеми.

- Мне даже от владыки поступило предложение стать священником, - вдруг вспомнил Сергей Викторович, - на что я привел довод, что Ференц Лист принял сан аббата лишь в конце жизни. «Ну, зачем же так долго ждать?» - возразил мне правящий архиерей.

Несмотря на высоты музыки, которых касался духом и перстами Сергей Шишков, в обычной жизни, когда приходилось спускаться с облаков, он едва сводил концы с концами. А ведь у него появилась семья, рождались дети. И тогда произошло чудо. Ему подсказали, что есть большие круизные компании, где нужны профессиональные музыканты. И он решился. Первым опытом стали «Норвежские круизные линии».

«ИНТЕРЕСНАЯ, НО ЖЕСТКАЯ РАБОТА»

Фото: Александр Воробьев

- От меня требовалось хорошее знание английского языка, умение читать с листа, знание и точное исполнение всех джазовых стилей, а их более ста, - перечисляет Сергей Шишков. – То есть, Элтона Джона нужно сыграть так, как это делает он, классику – приятным звуком, а рэгтайм – в «шлепающей» манере, изображая расстроенный инструмент и подражая неумелым таперам начала ХХ века. А мы ведь академисты! Пришлось быстро включиться в предложенные правила.

Так нормой каждого рабочего вечера в течение пяти лет стали для Сергея Шишкова два обязательных шоу, в результате чего его концертный смокинг, буквально, истерся до дыр. Но зато все трудности окупились с лихвой встречей с потрясающими музыкантами, исполнителями джазовой музыки. Это произошло, когда Сергей перешел в более престижную компанию «Royal Caribbean». Там знали, как играть джаз! Полноту картине придавали приезды джазовых звезд и импресарио, работавших и с Фрэнком Синатрой, и с Эллой Фитцджеральд. На круизных лайнерах разных компаний Сергей Шишков обошел, как говорят истинные мореплаватели, весь мир. Работа, по его словам, на них была интересной, но жесткой.

Сегодня он выступает как артист камерного хора «Кант», как его концертмейстер, иногда - в дуэте с супругой, прекрасной скрипачкой Татьяной Ямбердовой, что случается в дни городских торжеств. Как пианиста, Сергея Шишкова можно слушать часами. Подкупает не только техника исполнения, но и то, как он вкладывает душу в выбранное для концерта произведение. А еще Сергей Викторович освоил недавно нужную профессию – он «лечит» расстроенные рояли и фортепиано. Но джаз он играет всегда. И благодаря Сергею его почитатели могут слушать «вживую» выступления известных музыкантов, прибывающих в Великие Луки из разных городов, а порой и уголков мира. Сам же Сергей Шишков – отличный рассказчик и популяризатор великолепия джаза, не понаслышке знающего: джаз – музыка, любящая интеллектуалов.

 

 

Газета "Великолукская правда. Новости" / Людмила Скатова.

Комментариев пока нет. Будьте первыми!
Чтобы оставить комментарий нужно или зарегистрироваться