Большая музыка маленьких островов

Большая музыка маленьких островов

Вчера в ВДТ прошел концерт скандинавской группы Dánjal при участии Псковского симфонического оркестра.

Великие Луки стали следующей гастрольной остановкой музыкантов после Москвы, Санкт-Петербурга и Пскова, что само по себе уже событие. Для того, чтобы оно, действительно, стало успешным гостям оставалось покорить местную публику. Всего-то делов, скажите вы, но зачастую выход на сцену даже известных артистов еще не гарантирует успех. Чего уж говорить о группе с Фарерских островов, о существовании которой большая часть зала узнала из афиш. Зато о ней кое-что знают интернет-поисковики, готовые в любой момент поделиться информацией.

В 2009 г. Dánjal выпустила дебютный диск, получивший очень положительные, если не сказать восторженные оценки. Доньяла Дама oa Нестабё, основателя и солиста группы, сравнивали со многими музыкантами, начиная от Тома Уэйтса и заканчивая Максом Раабе (сингл Oops... I Did It Again, Palast Orcheste). Впрочем, такой разброс сами критики называли лишь отсутствием точного попадания в манеру исполнения и стили, характеризующие Dánjal. Т.е. в чем-то они являются безусловными первопроходцами.

В 2010-м альбом-первенец был выдвинут на звание лучшей пластинки на главной музыкальной премии Дании. Там же спустя два года уже новый альбом Dánjal попадает сразу в несколько номинаций: «Датский автор года», «Лучший датский фолк-трек года», «Талант года». В 2012 г. выходит The Bubble, и наконец, в 2014 г. полновесный диск Time, композиции с которого открыли воскресный концерт в Великих Луках.

Но сначала перед зрителями появились главные действующие лица: слева – интернациональный коллектив «Доньял», состоящий из представителей Фарерских островов, Финляндии и Дании, справа – многонациональный Псковский симфонический оркестр, объединяющий исключительно россиян. С одной стороны сцены – практически полная свобода и отсутствие каких-бы то ни было рамок, с другой – жанр, пожалуй, наибольшего их скопления, начиная с черных фраков. Однако в тот вечер они такие разные стали одним гармоничным целым. 

001.jpgМузыканты выходят на сцену, кивком головы приветствуют аудиторию, свет уступает место тьме, и вместе с взмахом дирижера в зал устремляются столь мощные и в то же время завораживающие волны, что после окончания композиции наступает затянувшаяся неловкая тишина, которую негромким «Hello» прерывает сам Доньял Дам. Вот тогда, словно проснувшиеся после гипноза, зрители захлопали, давая понять, что они готовы продолжать. Следующая песня Never Again, повествующая о мальчике, гуляющем вдоль реки, и пришедшем вместе с ней к океану, окончательно влюбила в Dánjal. 

В том и заключается сила настоящей музыки, что даже при непонимании текста, ты сам создаешь себе образы и погружаешься в свои истории, навевающие грусть и радость, заставляющие проникнуться жалостью и ко всему человечеству, и к себе, находиться сразу в нескольких местах одновременно за тысячи километров, и снова возвращаться в реальность. Почти двадцать смычков симфонической группы сделали эти воображаемые путешествия безграничными. Дать определение или наименование стилю, сравнить с кем-то, наверное, сложнее, чем погуглить, найти "Доньял", альбомы Time ,The Bubble и их послушать. В целом, каждая песня первой части воспринималась как саундтрек какого-то известного, очень популярного и доброго фильма.

В следующем отделении зазвучала народная музыка, традиционная для евреев восточной Европы – клезмер. Она изначально исполнялась на свадебных торжествах, поэтому в основе своей зажигательна и энергична. Хотя история еврейского народа это, в том числе, боль и скорбь. Поэтому в некоторых темах отчетливо вырисовывались образы скитальцев, бредущих по пустыне в поисках своей земли, обретших ее и начавших новую жизнь, смех детей и праздник за общим столом, накрытым во внутреннем двора большого дома... И здесь, конечно, всех вел за собой виртуозный кларнет Кристоффера Нюбе, влившегося в группу совсем недавно.

002.jpg

Если бы в финале Доньял Дам oa Нестабё обратился в зал с просьбой вступить в секту или написать на него завещание, то, уверен, ему бы не отказали. Но он предложил всем вместе спеть, зная, что именно это сейчас необходимо. Незатейливая распевка стала той силой, которая приподняла воображаемую крышку кипящего чайника зрительских эмоций, выпустив скопившийся пар и несколько понизив градус. Во второй окончательный раз музыканты ушли со сцены после исполнения на фарерском языке русского романса «Дорогой длинною». Такая фишка, как и сам приезд в Великие Луки уже второго коллектива с Фарер, заслуга Антона Ковальского и его творческого объединения «Четыре согласных», прилагающего свои усилия "на благо Псковщины и всех живых существ". 

После концерта музыканты отправились дальше осваивать просторы России. 5 декабря их встретит северный Сургут, жителям которого можно чуть-чуть позавидовать: к ним едет глубокая, думающая и, в целом, большая музыка родом с таких, казалось бы, маленьких островов.

Фото: booking.reaktivist.ru

Тимур Жемлиханов.





Комментарии
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
 
опрос Все опросы
  1. Как вы считаете, закончился ли экономический кризис?
    11 (40.74%) Может, и закончился, но я не верю официальным заявлениям на этот счет
    10 (37.04%) Кризис еще даже не достиг своего дна
    5 (18.52%) Да, экономика пошла на подъем
    1 (3.70%) Этот кризис закончился, но другие еще впереди
    0 (0%) Мне все равно, у меня зарплата большая

Горячие новости