0°

ночью 0°

подробнее

18+

99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

0°

ночью 0°

подробнее

Выбери своё радио

Сейчас играет:

Вернуться назад

«Школьные деньги»

10:30 ‐ 16.12.2019 (примерно 3 месяца назад)

Редакция сайта Редакция сайта

0

В течение ближайших двух недель два крупнейших города Псковской области примут главные финансовые документы на 2020 год. Мы посмотрели, что в каждом городе станет главным направлением развития и будет ли это развитие вообще.

Бюджеты Великих Лук и Пскова продолжают оставаться глубоко «социальными». На чиновничьем языке фраза «бюджет имеет социальную направленность» заменяет правду жизни: кроме социальных расходов ни на что денег не хватает.

Собственные доходы Великих Лук и Пскова на 2020 год по плану составят 926,7 млн рублей и 1 млрд 779 млн рублей соответственно, при этом жители Великих Лук дают городу в виде НДФЛ чуть больше, чем псковичи: 25% против 24,1%. Кстати, общая сумма налогов, которые уплачивают великолучане в бюджет города, составляет 815 млн рублей, это 32% всего бюджета.

Хорошо бы, чтобы и власть, и сами горожане почаще об этом вспоминали. Как и о том, что субсидии и субвенции государство передает горожанам, а не властям.

В целом же оба города остаются глубоко дотационными, демонстрируя доходы приблизительно на одном и том же уровне: 1/3 собственных доходов и 2/3 безвозмездных поступлений. Показательно, что несмотря на большое количество промышленных предприятий, уровень налоговых и неналоговых доходов в Великих Луках на том же уровне, что и в Пскове.

С чем это связано? Во многом с тем, что федеральное и региональное законодательство не стимулирует муниципалитеты увеличивать доходную базу местного бюджета, поскольку дает возможность при желании изменять объемы налоговых поступлений в местный бюджет. Все это приводит к тому, что уровень собственных доходов городского бюджета искусственно занижается и муниципалитеты переходят в разряд дотационных, но не в силу отсутствия доходов на территории города, а из-за их перераспределения в бюджеты вышестоящих уровней. Власти муниципалитетов в итоге не только вынуждены стоять с протянутой рукой, но и просто не заинтересованы к росту налогов на местах. Все равно потом нужно просить у «старших».

Все это приводит к тому, что доля местных налогов в бюджете незначительна, что практически лишает как Псков, так и Великие Луки возможности на проведение какой-либо самостоятельной экономической политики. Разница лишь в том, что в Великих Луках действуют сразу несколько промышленных и сельскохозяйственных гигантов, но деньги от них уходят в другой карман.

Закон предусматривает, что налог на прибыль и на имущество организаций зачисляется в региональный бюджет, и Великим Лукам как промышленному центру это, разумеется, не выгодно. Но власти, увы, не предпринимают попыток хотя бы организовать дискуссию на эту тему.

Вместе с перераспределением налогов от муниципалитетов в пользу органов государственной власти у Пскова и Великих Лук, как и у других муниципальных образований, забрали немало полномочий, превратив города, грубо говоря, в «отделы по образованию»: бюджет Пскова по расходам на 49,1% состоит из расходов, а бюджет Великих Лук и вовсе на 61,5%.

В этом смысле показательно, сколько средств города тратят на инфраструктурное развитие: к статьям на развитие можно условно отнести дорожное хозяйство, ЖКХ и туризм (как правило, средства по строке «туризм» касаются развития общественного пространства). В Пскове на эти направления в сумме идет 34,8% бюджета, а в Великих Луках – только 20,7%.

 

Показательно и затраты на наиболее важные для населения статьи расходов: на городское освещение в Пскове тратят 96 млн рублей (это 1,95% бюджета), а в Великих Луках – 35,5 млн рублей (или 1,34% бюджета), то есть практически в полтора раза меньше. В Пскове для создания комфортной городской среды в рамках существует отдельная муниципальная программа: в псковском бюджете на это предусмотрено 6,4 млн рублей. В Великих Луках такой программы в ведомственной структуре бюджета нет: есть лишь затраты на создание комфортной городской среды, которые получают победители Всероссийского конкурса профильных проектов: и то, по этой строке предусмотрены лишь 540 тыс. рублей (сюда не входит реконструкция парка «Петровский»).

Но зато в дорожном фонде Великих Лук заложены 5,7 млн рублей на проектирование и строительство автодорог общего пользования местного значения, и предположительно это средства на проектировку объездной автомагистрали по западной окраине города. Кстати, предпроектно-сметная документация должна быть готова уже буквально на этой неделе: срок ее подготовки – 20 декабря.

Владимир Шатохин

Комментариев пока нет. Будьте первыми!
Чтобы оставить комментарий нужно или зарегистрироваться