99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

Covid-19
Вернуться назад

Культура

Классика, прочитанная по-новому

Фото: Александр Воробьев
Фото: Александр Воробьев

12:51 ‐ 24 мая 2022

В течение двух дней со своим театральным проектом «ТриТформаТ»  великолучан знакомили артисты из Минска, представившие им два спектакля – «Княжна Мери», по одноименной главе из Лермонтовского «Героя нашего времени», и «Каренина» Л.Н.Толстого. Оба спектакля поставлены молодым режиссером из Москвы Татьяной Самбук, сумевшей увидеть почтительную классику прошлого совершенно по-новому, охватив ее критическим взглядом поколения XXI века и адаптировав, в первую очередь, для молодежи, которая, увы, не ходит сегодня в книгочеях.

А, кроме того, театральное действо постоянно сопровождала живая музыка в исполнении Президентского оркестра Республики Беларусь под управлением главного дирижера Виталия Кульбакова. Оркестра, скромно разместившегося в глубине сцены, но задающего тон динамичному каждого спектакля.

Для журналистов руководитель проекта, заслуженная артистка РБ, актриса театра и кино, певица и телеведущая Вера Полякова, а также режиссер-постановщик Татьяна Самбук дали пресс-конференцию, во время которой рассказали о своем театре и его деятельности. Гостей из братской республики тепло приветствовали директор Великолукского драматического театра Николай Андросович и председатель Комитета культуры Анжелика Романюк, выразившие надежду на дальнейшее и долгосрочное сотрудничество между коллективами двух городов.

- Наш театральный проект образовался в 2012 году, - рассказала Вера Полякова. – Вместе с Татьяной Самбук мы поставили «Княжну Мери», «Три сестры», «Вишневый сад»... Как говорит сама режиссер-постановщик, «это Чехов наизнанку». Гастролировали в Белоруссии, работали в театре Гольдони в Венеции, на сцене Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге. И надо сказать, что в Венецию оказалось легче попасть, чем в невскую столицу. Были на гастролях в Египте, Азербайджане. И сейчас ведем переговоры в этом направлении с другими театрами, потому что наш проект очень востребован.

Изначально собирались поехать на гастроли в Псков, и там уже Администрация региона сама выбирала из предоставленного нами репертуара, что может посмотреть псковский зритель. Но прежде Пскова оказались в Великих Луках. Спектакль «Княжна Мери» - это своеобразный микс из музыки, драмы и кино.

- «Княжну Мери» великолукский зритель мог видеть в 2019 году на сцене своего театра в студенческом варианте, - заметила, в свою очередь, режиссер Татьяна Самбук. – Сейчас этот спектакль напоминает, скорее, многослойный пирог, в нем ярко выражена драматическая линия. Другая наша постановка – «Каренина», ее идея возникла спонтанно, когда ехали в автобусе... Захотелось сделать что-нибудь такое, чего до нас не делал никто. Написала инсценировку, уложила роман в один час и сорок минут сценического времени. Тема брака всегда интересна, как и тема страдающего ребенка, не вписывающегося в конфликт между родителями. Здесь не обошлось без сильных эмоций. А поскольку зритель наш помолодел, мы старались настолько затронуть его чувства, чтобы, придя домой после спектакля, он взял томик Лермонтова или Толстого с книжной полки и перечитал его.

Итак, знакомство с проектом «ТриТформаТ» состоялось. Сильные артисты, причем, все – поющие, своеобычная подача до боли знакомого материала, полного очевидных и едва намечающихся любовных треугольников, где трагифарс как жанр – это всего лишь призма, через которую преломляет  сценические события режиссер Татьяна Самбук, умело смещающая фокус своего Фотообъектива в нужное ей место.

Зато и новыми гранями характеров начинают отблескивать и не искушенная в делах любви, хоть и осовремененная  и своенравная княжна Мери (Маргарита Киселите), и ее «злой гений» Печорин (Дмитрий Егоров),  и его прежняя, измученная  неопределенностью, любовь Вера (Яна Ходанович-Лапаницына), и всегда готовый идти на амбразуру – то ли шут гороховый, то ли «герой» Грушницкий (Дмитрий Климович), и доктор-философ Вернер (Юрий Баранов).

Впрочем, и курортный Пятигорск, в прочтении режиссера,  «отблескивает» подчас неким Баден-Баденом, когда яркая и так же жаждущая любви, как и княжна Мери, ее мать, красавица княгиня Лиговская (Вера Полякова), дама «дорогая» во всех смыслах, превращается в дешевую певичку из кабаре. Эта метаморфоза в спектакле не единственная. Рано или поздно практически все герои спектакля снимают маски условности и обнажают свои скрытые, бушующие в них страсти, открывают миру свои тайные сновидения и желания. Это особенно остро проявляется в том, как выходят они наружу у Веры и Печорина. Они просто садятся за барабан, в который наливают воду, и бьют палочками по нему что есть сил, да так, что летящие брызги достигают остальных курортников, как осколки разбитого зеркала Снежной королевы.

Надо сказать, режиссерская стилистика, режиссерское тавро Татьяны Самбук угадывается и в другом ее спектакле, «Каренина». Ее, несомненно, привлекают готовые вот-вот разбиться и разбивающиеся, в конце концов, мужские и женские сердца, отношения на грани возможного и невозможного, тот апогей чувств, когда кажется, что дальше идти некуда... И воплощают ее идеи в жизнь, несомненно, артисты-единомышленники. Иначе, откуда бы взяться такой спаянной команде? Кого они играют? Себя или что-то очень уже близкое своему мироощущению?.. Помогает так жить на сцене и выбор хорошо продуманной музыки. И если в первом спектакле это властители чувств европейской молодежи 60-х Серж Генсбур и Далида, то в другом, в «Карениной», - прекрасная музыка нашей современницы Дарьи Гарбузняк.

И снова нельзя не отметить замечательную работу Веры Поляковой – Анна Каренина, заслуженного артиста РБ Александра Тимошкина – Каренин, Алеси Пуховой – Долли, Дмитрия Егорова – Вронского, Юрия Баранова – Стива Облонский, Маргариты Киселите – Китти, Дмитрия Климовича – Левин. Кроме мастерства, на сцене оживает масса режиссерских находок, не заимствованных у других, а явно подсказанных собственным сердцем. Это и вышедшая к жениху в свадебном платье, но на громадных ходулях  Китти; это и пускающая детские пузыри и без того инфантильная Долли; это и стелющееся по земле коралловое платье Анны, приуготовляющейся к последнему акту жизни, подобно Марии-Антуанетте,  гордо идущей на смертный помост; это и едва доносящийся до слуха на протяжении всего спектакля гудок паровоза...

Иногда, правда, в действо, врывается досадная ремарка: герои как будто стряхивают с себя сценические образы и превращаются в обычных артистов, даже не подозревая о том, что зрителю уже этого совершенно не хочется. А хочется публике одного, чтобы это завораживающее, почти магическое действие не заканчивалось. Вот откуда это затаенное дыхание и необыкновенная тишина в зале, когда каждое слово, словно на вес золота – в него вслушиваются, над ним размышляют... Продолжают это делать даже тогда, когда артисты выходят на поклон. 

 

 

Автор: Людмила Скатова.

Фото: Александр Воробьев
Фото: Александр Воробьев
Фото: Александр Воробьев
Фото: Александр Воробьев
Фото: Александр Воробьев
Комментариев пока нет. Будьте первыми!
Чтобы оставить комментарий нужно или зарегистрироваться