99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

Covid-19
Вернуться назад

Культура

В краеведческом музее открыта новая экспозиция, посвященная Петру I

Фото: Людмила Скатова
Фото: Людмила Скатова

09:08 ‐ 31 июля 2022

Эпоха Императора Петра Великого, безусловно, всегда интересовала русских историков, искусствоведов, писателей, художников, ведь она была переломной, и направляла государство Российское к новым, не освоенным еще берегам так называемой «европейскости» в военном и флотском деле, в образовательных и культурных реформах. Но в краеведческом музее нынче представлена выставка, посвященная времени, когда Петр I был еще Государем Московским.

В сущности, в экспозиции «Иллюзия реальности. Предметный мир костюма эпохи Петра I» (0+) размещены макеты и эскизы костюмов, фрагменты их орнаментов, украшений, шитья, воссозданные студентами Школы-студии МХАТ по работам народного художника России Элеоноры Маклаковой, которая выполнила их, оформляя некогда популярный кинофильм Сергея Герасимова «Юность Петра». Вообще, на киностудии имени М.Горького она проработала более 40 лет, и до сих пор передает свои знания и мастерство молодым художникам, обучающимся в Школе-студии МХАТ.

Перед взором посетителя «встают» молодой русский Царь Петр Алексеевич, его матушка – Царица Наталья Кирилловна Нарышкина, Царевна Софья Алексеевна, сестра только по отцу, но не по матери, Марии Ильиничне Милославской, и князь Василий Голицын, облаченные в русский придворный костюм конца XVII века, наполняя музейное пространство завораживающей тайной и воздухом стрелецкого бунта.

Выставка открылась недавно в рамках празднования 350-летия Царя Петра Алексеевича и уже пользуется заслуженным интересом у публики. И взрослые, и дети даже стараются сфотографироваться возле гипсовых фигур в долгополых платьях, чтобы почувствовать вкус давно ушедшей, но легендарной эпохи. Работы студенток кафедры технологии костюма – Анны Зориной, Полины Щурок, Даны Сафиной и Татьяны Суздаленко, создавших некий парафраз на тему русской национальной одежды, вызывает вполне понятный интерес. Ведь из современного обихода, как, впрочем, из русского языка, давно ушли такие названия, как платно, бармы, наручи, ожерелок, очелье, каптур. Что же это такое? Ответ на вопрос наглядно дает экспозиция.

Платно – это царское распашное платье без воротника, с широкими рукавами; бармы – широкие оплечья со священными образами, украшенные драгоценными камнями, как правило, они возлагались на плечи Государя при венчании на Царство и в особо торжественных случаях; алмазная шапка – царский венец, выполненный в стиле барокко около 1687 года мастерами московской Оружейной палаты; наручи – широкие браслеты; ожерелок – то же, что воротник, но богато украшенный каменьями. Все это детали платья Государя Петра, так отличавшие его, Помазанника Божьего, и внешне от простых смертных.

Не менее интересен костюм Царицы Натальи Кирилловны, состоящий из телогреи, епанчи, каптура – головного убора с меховым очельем (его носили только царицы и боярыни), убруса – полотенчатого убора, которым представительницы аристократического рода укручивали голову прежде, чем надевали на нее каптур... Одним словом, все это убранство нужно видеть, а можно и прикоснуться к нему рукой.

Фото: Людмила Скатова
Фото: Людмила Скатова
Фото: Людмила Скатова
Комментариев пока нет. Будьте первыми!
Чтобы оставить комментарий нужно или зарегистрироваться