99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

99.99

...

99.99

Covid-19
Вернуться назад

Культура

«Вначале было искушение, потом – испытание»

Фото: Великолукский драмтеатр
Фото: Великолукский драмтеатр

09:03 ‐ 8 марта 2023

В эти дни заслуженный артист РСФСР Анатолий Иванов отмечает сразу два юбилея.

Более полувека прошло для него на сцене, 45 лет из которых отдано Великолукской, в драматическом театре, где сыграно столько ролей, создано столько разных образов и характеров –  энергичных, ярких, острых, запоминающихся. Поэтому вопрос: любите ли вы театр, отпадает при встрече с артистом сам собой. Тем более что в одном давнем интервью Анатолий Федорович был предельно откровенен и лаконичен.

 - Что для меня Театр? – переспросил он тогда. – Думаю, что влечение к нему начиналось с искушения, а потом, всю жизнь, - было только испытание. Потому что театр – всегда неожиданность, исходящая от сценического партнера, и от себя лично, от зрителя, его реакции. И недосказанность. Или, как у Станиславского,  желанное чувство перспективы, облако творчества, окружающее нас, актеров. Мы пробуем этот яд искусства - он же и лекарство,  и лечимся им потом всю жизнь.

А вот и герои Анатолия Иванова – богатейшая галерея! Аферист Лысый – спектакль «Энергичные люди» В.Шукшина, деклассированный тип Бубнов – «На дне» М.Горького, философичный Джек – «Всё в саду» Э.Олби, одинокий Либеро Бокка – «Осенняя история» А.Николаи, немолодой жених Бальтазар Бальтазарович Жевакин – «Женитьба» Н.Гоголя, консерватор, «домостроевец» Фамусов – «Горе от ума» А.Грибоедова, либерал Шалимов – в горьковских «Дачниках», хирург  старой русской школы Бороздин - в спектакле «Вечно живые» В.Розова... Из того, что мы видели в последние годы, -  любящий беззаветно Базаров-старший – в постановке «Базаров» И.Тургенева, глубоко страдающий Раджапур – в спектакле-фантасмагории «Отель двух миров» Э.Шмитт, добрый и мудрый сеньор Бальбоа в «Деревья умирают стоя» А. Касоны... Безусловно, эта театральная история требует продолжения! И все же, вначале было искушение...

ДЕТДОМОВСКИЕ ПОДМОСТКИ

 Вкус к сцене возник у Анатолия Федоровича еще там, в одном из детских домов города Кашина. Сценой их, мальчишек и девчонок, потерявших родителей, увлекла замечательный педагог, сама больше похожая на артистку Елизавета Александровна Малинина. Подростком Анатолий Иванов и читал стихи, и танцевал, и играл в самодеятельных спектаклях, которые ставились к большим праздникам. С ними выступали в областном центре, в Калинине.

Фото: Великолукский драмтеатр

 - А после 7-го класса, рассказывает артист, - мне посчастливилось участвовать среди других воспитанников детских домов во всероссийском театральном конкурсе, проходившем в Кремлевском Дворце. Я еще тогда получил специальный значок... Это были незабываемые впечатления. На всю жизнь.

Биография у Анатолия Иванова достаточно богата на события. Он окончил железнодорожный техникум, служил дежурным по станции, затем – в морской авиации, был механиком; поступил в педагогический институт... Но влекла сцена. Безоговорочно. Поэтому поступал во ВГИК, в школу-студию МХАТ, в Щукинское театральное училище... Но утвердился на режиссерско-театральном отделении Московского областного училища культуры. Актерство и режиссура стали определяющими в жизни заслуженного артиста РСФСР.

«А ГОДЫ ЛЕТЯТ, СЛОВНО ПТИЦЫ...

 В творческой биографии Анатолия Иванова было четыре театра: Борисоглебский, Серовский (это на Урале), Карачаево-Черкесский – играл в русской труппе, и Великолукский драматический, куда он поступил в 1978 году.

- Каким тогда был наш театр? – спрашиваю Анатолия Федоровича.

- Передовым. Он в конце 70-х благодаря главному режиссеру  Георгию Всеволодовичу Цветкову, буквально, опережал время своими постановками. На сцене шли и «Дети солнца» Горького, и «Ричард III» Шекспира. Играть было всегда интересно, даже находясь в массовке. Оформление спектаклей было необычным, стилизованным, все балансировало на грани классики и современности.  Часто использовались зонги. Театр гастролировал в городах Прибалтики. Мы побывали в Вентспилсе, Даугавпилсе, Таллинне.

- А каких героев Вам было интереснее играть?

 - Меня всегда привлекали психологические типы, когда было что играть, показывать внутренние переживания моего героя, его искания и открытия. На сцене должно быть что-то потрясающее для сердца и ума публики. Иначе пустота... В связи с чем, вспоминаю спектакли «Дети Ванюшина», «Антигона» режиссера Павла Сергеева, где я сыграл главные роли – Ванюшина и Креона; работу в спектаклях «Самоубийца», «Зойкина квартира», «Всё в саду» - постановщик Олег Соловьев. Незабываемыми стали «Осенняя история» и «Отель двух миров», где чрезвычайно интересно работалось с режиссером Дмитрием Борисовым и коллегами по сцене. Вспоминается спектакль «Не всё коту масленица» в постановке Юрия Ковалева - играл купца Ахова.

 За свой весомый вклад в театральное искусство Анатолий Иванов получил в 1986 году звание «Заслуженного артиста РСФСР».

«ТЕАТР – ОТРАВА, ЗЛОЙ НЕКТАР...»

Так напишет Анатолий Федорович в стихах о ставшем любимым на всю жизнь Великолукском драматическом театре. С театром полюбил он и Великие Луки, о которых создал немало талантливых песен. Даже самые трудные годы в истории страны и театра сохранили сердце артиста в непоколебимой верности призванию. И она помогла выдержать все испытания. Было время, когда Анатолий Федорович занимался с юными актерами музыкального театра «Трубадур» - поставил с ними водевиль «Дочь русского актера».

  Говоря о юбиляре, о его небезуспешной режиссерской деятельности, вообще, нельзя не отметить. Только на сцене родного театра им поставлены такие спектакли, как «Скамейка», «Пришел мужчина к женщине», «О, Марианна!», где он сыграл в дуэте с Алевтиной Патрушевой. Спектакль «Мой бедный Марат» А.Арбузова. Здесь одна из ролей была отдана сыну артиста – Сергею Иванову, правда, по стопам отца не пошедшему, но продемонстрировавшему, что огонь, возжигаемый Мельпоменой, и ему не чужд.

 У Анатолия Федоровича хорошая семья: супруга Любовь Дмитриевна, его верная помощница и единомышленница во всем, дочь Наталья...

Фото: Великолукский драмтеатр

 - А чем душа живет сегодня? – интересуюсь у артиста.

 - Живет нашим продолжением. Внуками – Степаном, Марией, Федором. Конечно, хотелось бы еще и что-нибудь стоящее сыграть!

Нам, зрителям, тоже этого хочется, но, помня, что Анатолий Иванов – замечательный поэт и автор нескольких поэтических сборников, прошу его в заключение встречи прочитать заветные строфы о Театре. И он читает:

Театр – отрава, злой нектар,

Театр – святое богохульство,

Где чувства золотой товар

Переплавляется в искусство.

Где отражают зеркала

Твои пленительные чары,

Где мир добра и мера зла,

И не уйти от Божьей кары.

Где закулисные грехи

В бокалах тонут золотистых,

Когда читаются стихи

Его Величеством Артистом.

 

 

Людмила Скатова / газета «Великолукская правда. Новости».

Комментариев пока нет. Будьте первыми!
Чтобы оставить комментарий нужно или зарегистрироваться